Статистика
Погода в Таганроге

Таганрогская морская гавань

Таганрогская морская гавань – первый опыт российского портостроения. В 1696 году, отвоевав у турок Азов, Петр I решил строить первый российский порт у мыса Таганрог. 12 сентября 1698 года Московский Пушкарский приказ законодательно закрепляет начало строительства. Указ гласил: «Пристану морского каравана судам по осмотру и по чертежу быть у Таганрога и сделать тое пристань ныне для поспешения от берега в море на 300 поперек на 200 сажен…». Так как гавань имела стратегическое значение, предусматривались особые технические условия к ее устройству. Она имела форму неправильного четырехугольника, со стороны моря огражденного молами и волноломами.
Длинная сторона, обращенная к морю, была 488 сажень и имела посредине ворота в 15 сажень ширины, защищенные молом. Боковые стороны были разной длины – правая – 220 сажень имела ворота, защищенные бастионом, левая – 189 сажень. Общая площадь водной поверхности составляла – 454,3 тыс. кв. метров. Разработка плана и технология постройки Таганрогской гавани воплотила в себе лучшие достижения инженерной мысли своей эпохи. Впервые в мире в процессе строительства гавани, применили сборные конструкции портовых гидротехнических сооружений. В условиях Азовского моря при малой волне и незначительных глубинах оптимальным был признан метод использования свайных конструкций, заполненных деревянными ящиками с камнем. Этот прогрессивный метод определил дальнейшие пути развития портостроения. Преимущество данной конструкции сказалось на сроках постройки порта. Уже в 1699 году в Таганрогской гавани зимовали первые русские военные корабли "Апостол Павел", "Безбоязнь", "Крепость", галера "Принципиум". Налаживалась гражданская жизнь и государственные структуры, почтовая связь.

Таганрогъ. Гавань. Почтовая карточка конца XIX века

Гавань была прекрасно защищена. С моря вход в гавань был прикрыт цитаделью, сооруженной на искусственном острове Черепаха, а с суши – мощной крепостью, которая строилась на полуострове Таган Рог одновременно с гаванью. К 1709 году строительство гавани в Таганроге было завершено. Выполнены огромные работы – забито свыше 30 тыс. свай, уложено в подводную часть мола более 50 тыс. кубометров камня. Общая протяженность оградительных надводных сооружений составила 2700 метров. На строительстве гавани в разное время работало до 10 тыс. человек. Руководил строительством гавани талантливый инженер Матвей (Матео) Симонт, приглашенный Петром I из-за границы.
Мастерство строителей гавани высоко оценивали европейцы. Так, генерал Х. Манштейн в своих "Записках о России" писал: "…он (Петр I) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань… Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из лучших гаваней Европы". Крепость Троицкая на полуострове Таган Рог строилась для защиты таганрогской гавани с суши. Ее строительство велось с 1698 по 1709 годы. При этом использовались новейшие достижения европейского фортификационного искусства. Как кленовый лист крепость накрыла мыс, раскинув на высоком берегу три бастиона, два полубастиона и четыре равелина. Ее территория была обнесена крепостным валом длиной более 3 км. Перед валом проходил ров глубиной – 4 метра, шириной – 40 метров. Территория крепости была спланирована с использованием радиально-лучевого метода планировки. Это был один из первых опытов регулярной застройки.